Пока все разъехались по курортам и деревням, у нас тут нежданно-негаданно запустилось продолжение старенькой российской MMORPG «Сфера», нежно любимой многими игроками — особенно, теми, кто постарше. Как обычно в таких случаях, новинка сразу вызвала неоднозначную реакцию — смотрим и разбираемся!
Наше первое знакомство с игрой состоялось в день старта закрытого этапа тестирования (19 мая), к которому мы присоединились на правах прессы: ребята из NIKITA ONLINE поделились ключиками. Как известно, тестирование — неважно, ОБТ или ЗБТ — часто является простой формальностью и скорее поводом прорекламировать игру, нежели получить обратную связь от игроков и использовать ее в дальнейшей «доводке» проекта. Разработчики «Сферы 3» сразу предупредили, что игра очень сырая, и тестирование является именно тестированием.
Нас даже попросили не снимать видео с геймплеем. Судя по тому, как мало людей в итоге было допущено к ЗБТ и как скрупулезно собирались отзывы игроков, NIKITA ONLINE не лукавили — «Сфера 3» действительно активно дорабатывается. Сейчас игрокам доступны только 2 из 4 игровых рас (люди и демоны) и, соответственно, лишь половина игровой карты — гномы и эльфы со своими территориями пока рисуются, моделятся и кодятся. Аналогично, то есть в процессе разработки, находится система крафта — создатели игры уверяют, что специально не торопятся представить ее общественности. И правильно — спрос в этой части будет строгий, потому что многие из нас еще помнят, какой развитый крафт был в первой «Сфере». Тем не менее, в Сферу 3 уже вполне можно играть — и делать это местами даже интересно.
Сферическое PvP в вакууме
Раз мы упомянули крафт, то было бы правильно вспомнить еще об одном достоинстве оригинальной «Сферы»: на момент ее выхода в 2003 году, MMORPG с честным non-target было, мягко говоря, немного. Чтобы нанести урон в ближнем бою, игрокам «Сферы» приходилось наводить курсор точно на «тушку» противника, что в сочетании с видом от первого лица гарантировало воистину хардкорные ощущения. Очевидно, боевая система «Сферы 3» делалась с оглядкой на прошлое, но только с оглядкой, поскольку кое-что все же изменилось. Это по-прежнему non-target: спеллы и удары при неточном наведении все также летят мимо, но в рукопашке теперь можно «зацепить» оппонента. Это значит, что если курсор был наведен не под прямым углом, то урон будет рассчитываться динамически: чем сильнее отклонение, тем меньше повреждений.
С одной стороны все честно и логично, с другой — в динамике боя ты не всегда можешь уследить за собственным курсором, и кому-то может показаться, что атака была засчитана и вовсе без наведения на цель. Второй момент, в котором разработчики явно отошли от старой формулы — вид от третьего лица. Ортодоксальные фанаты старой «Сферы» могут переключиться на перспективу «из глаз», но этим они поставят себя в заведомо невыгодное положение. Почему? Все просто: главная фишка «Сферы 3» — осады, а ориентироваться в ситуации массового, суматошного PvP куда удобнее, если видишь фигурку своего перса.
Сфера 3 не скрывает и, даже наоборот, всячески подчеркивает свою ориентацию на PvP. Во-первых, игра изначально затачивалась под комфортный геймплей при большом скоплении народа. Этим объясняются крайне низкие системные требования и идущая в связке с ними аскетичная графика, которая сразу оттолкнет какую-то часть аудитории — предположительно, наименее хардкорных ММОшников. Вообще, визуальную часть можно подытожить так: небогато, но аккуратненько. Главное, чтобы быстро бегала, а тут все как раз в порядке. Кроме того, демократичные запросы по части «железа» понижают «имущественный» порог входа в игру — и для PvP-проекта это хорошо. Опять же больше народа.
Покинув стартовую локацию (единственный островок относительной безопасности), вы можете стать жертвой ПК. Поскольку после смерти каждый персонаж теряет деньги, оставляя по себе сундук с энной суммой, убийство в честном (и не честном) бою становится очень распространенным занятием. В нейтральных PvP-зонах ПК карается очками бесчестия, а набравший плохой кармы персонаж после смерти теряет не только золото, но и предметы. Только вот гасятся эти самые очки довольно легко (сгорают со временем, списываются за победы над монстрами), так что вряд ли кого-то остановят. Тем более, в зонах свободного PvP, где, собственно, происходит основная движуха, они вообще не подсчитываются: эти места отведены специально для массовых побоищ за обладание высокоуровневыми замками. Массовости мы пока, правда, не увидели — на ЗБТ попало очень уж небольшое количество пользователей, хотя в «Сфере 3» уже образовалось несколько серьезно настроенных гильдий, которые планируют остаться после вайпа и продолжить игру на ОБТ.
Итог
«Сфера 3: Зачарованный мир» — проект очень спорный.
Игра уже вышла на стадию ОБТ, и скоро в нее хлынет народ, который, как нам кажется, разделится на три категории:
-
- те, кого отпугнет простенькая графика, и кто удалит клиент спустя несколько минут, проведенных в редакторе персонажей;
- те, кто демонстративно пофукает и поплюется, но все-таки вернется сюда за действительно хардкорным PvP, которого сейчас днем с огнем не сыскать;
- те, кому игра понравится за простоту и мощный акцент на главном — PvP с очень интересными осадами.
Ах да, разработчики приготовили этакий манок и для более казуальных аудиторий — зачем бы иначе NIKITA ONLINE стали заказывать сценарий у Зорича? Тем, кто прохлаждается в офисах, да и вообще обладатели относительно слабого, негеймерского железа обязательно оценят низкие системные требования. Напоследок, хочется отметить, что все это мы писали по игре, которая ну хотя бы с точки зрения контента готова только на 50%. Игра дорабатывается при самом непосредственном участии пользователей. Вообще, администрация «Сферы 3» очень активно общается с коммьюнити: всякие конкурсы, интервью с главами гильдий, гайды — всего этого навалом в официальной группе игры на ВК. Если вспомнить, как иногда откровенно забивали на проект админы первой «Сферы», это просто гигантский скачок вперед. Похвально.